Версия для слабовидящих  mosreg 120  Министерство просвещения Российской Федерации 

Методические материалы по организационно-методической, психолого-педагогической поддержке профессионального роста, самореализации педагогов и формированию мотивации к успешности в профессиональной деятельности разработаны региональным научно-методическим центром экспертной оценки педагогической деятельности ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»

Текст предоставлен для ознакомления.


Одной из задач долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы» является создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию. Для реализации данной задачи разработана структурно-функциональная модель мотивации и поддержки профессионального роста педагогов, позволяющая исследовать стадии этого непрерывного процесса.


1

Рисунок 1 – Структурно-функциональная модель мотивации и поддержки профессионального роста педагогов

 

Структурно-функциональная модель мотивации и поддержки профессионального роста педагогов (рисунок 1) состоит из трех взаимосвязанных блоков:

  • целевого,
  • процессуально-функционального,
  • результативного.

Целевой блок отражает приоритетные направления государственной политики, закрепленные в ряде документов, – повышение качества образования.

Уровень качества образования зависит от качества преподавания, а значит, предполагает постадийный непрерывный профессиональный рост педагога:

первая стадия – профессиональное самоопределение;

вторая стадия – профессиональное саморазвитие;  третья стадия – профессиональная самореализация;

четвертая стадия – профессиональное самосовершенствование.

Чередование указанных стадий характеризируется в процессуально-функциональном блоке модели и не является строго последовательным, а носит, скорее, поступательный характер. Очевидно, что не все педагогические работники перейдут в стадию самосовершенствования, вполне удовлетворяясь стадией саморазвития или самореализации.

Результативный блок модели мотивации предусматривает достижение запланированного результата – сформированности профессиональной мотивационной сферы педагога, что, в свою очередь, является условием реализации государственных инициатив.


2

Рисунок 2 - Стадия профессионального самоопределения

 

Стадия профессионального самоопределения показана на рисунке 2.

Профессиональное самоопределение – это поиск и нахождение личностного смысла в осваиваемой трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение включает в себя адаптацию и социализацию педагога (в том числе молодого). Под социальной адаптацией (социализация) понимается освоение педагогом новой социальной роли, вхождение в культурное пространство коллектива, т. е. принятие его социальных норм и установок. Профессиональная адаптация рассматривается как процесс вхождения в профессию, т. е. освоение способов профессиональной деятельности, приспособление к условиям труда, производственному коллективу и достижение работником в оптимально короткое время нормальной производительности труда. Профессионально-социальная адаптация позволяет обеспечить устойчивое положительное отношение к профессиональной деятельности и способствует закреплению молодых специалистов на рабочем месте.

Каждый этап профессионального самоопределения сопровождается рефлексией. Рефлексия (от позднелат. reflexio– обращение назад) – это обращение педагога к себе в поисках смысла и конкретизации целей своей деятельности. Внутренняя сознательная работа по осмыслению актуального и идеального (в соответствии с эталонной моделью ключевых компетентностей) состояния способствует непрерывному профессиональному росту педагогического работника.


Организационными решениями проблемы управления профессиональным самоопределением могут быть:

1. Создание соответствующего подразделения образовательной организации (например, методического объединения), в функции которого входит помощь в профессиональном самоопределении сотрудников.

2. Распределение специалистов, занимающихся оказанием помощи в профессиональном самоопределении, по подразделениям. В данном случае специалист становится куратором определенных подразделений.

3. Развитие наставничества.

4. Развитие структурных взаимосвязей подразделений (методических объединений) с администрацией образовательной организации. Возможными организационными решениями по технологии процесса управления социализацией и адаптацией могут быть:

  • организация семинаров, курсов и т.п. по различным аспектам адаптации;
  • проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
  • специальные курсы подготовки наставников;
  • проведение в коллективе подразделения специальных ролевых игр по сплочению сотрудников;
  • гласность результатов труда (как групповых, так и индивидуальных);
  • проведение совещаний с рациональной периодичностью и длительностью;
  • использование возникающих референтных групп;
  • обеспечение обратной связи с администрацией и коллегами по вопросам достигнутых результатов труда и адекватности их оценки;
  • оптимальное дублирование задач подразделений, введение элементов соревновательности подразделений, проектов и т.п.;
  • использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником.

Одновременно необходим контроль с конструктивным анализом ошибок (рефлексия), допущенных при выполнении заданий. Целесообразно при этом продумать систему дополнительного поощрения педагога за успешное решение поставленных задач или формулировку профессиональных перспектив (целеполагание).


3

Рисунок 3 – Стадия профессионального саморазвития

 

Стадия профессионального саморазвития показана на рисунке 3.

Известно, что развитие – это процесс количественных и качественных изменений в психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов.

Цель профессионального саморазвития педагога состоит в построении стратегии собственной профессиональной деятельности, разработка собственной программы профессионального развития и ее воплощение. При этом следует учитывать, что развивающая педагогическая деятельность – это процесс непрерывного поиска педагогом новых методов, способов, технологий, программ профессионального саморазвития.

Гуманистически ориентированный педагог выбирает направления своего профессионального развития, ориентируясь на личность ребенка и цели образовательной организации, согласованные с приоритетами государственной образовательной политики. Межаттестационный период такой педагог использует не для формального «накопления» необходимых часов курсовой подготовки и сбора документов для портфолио, а для реального повышения квалификации.

Большое значение для эффективного профессионального саморазвития имеет диагностика профессиональных возможностей педагога. Она может проводиться как самими педагогом (самообследование, самодиагностика), так и администрацией образовательной организации, поскольку знание профессионально-педагогической направленности, ее сильных и слабых сторон выступает в качестве условия определения перспективных линий развития, выбора адекватных методов и построения программ.

4

Рисунок 4 – Стадия профессиональной самореализации

 

Стадия самореализации показана на рисунке 4.

Переход между стадиями профессионального роста педагога не является последовательным. Он носит иногда возвратный, а иногда опережающий характер. Это зависит от личностных качеств педагога и его профессиональной компетентности.

Стадии самореализации (личностной и деятельностной) достигают, как правило, опытные компетентные педагоги. Профессиональная самореализации личности – это реализация существующего потенциала, осуществление имеющихся желаний, знаний, умений и способностей в профессиональной деятельности.

Самореализация педагогом профессиональной деятельности соотносится с построением стратегии профессионального роста, что логично ведет к достижению поставленных профессиональных целей, предполагает процесс профессионального самообразования (как сознательного развития педагогом своих личностных и профессиональных качеств с целью «достроить себя до идеального образа целостной профессиональной личности»). Самореализованный педагог – это мастер, готовый и способный делиться педагогическим опытом.

В нашей модели самореализация рассматривается как процесс сознательного развития педагогом личностных и профессиональных качеств в целях преодоления противоречия между образами «Я-реальный» и «Я-идеальный», чтобы максимально соответствовать эталонной модели ключевых компетентностей.

Поскольку целевой и результативный блоки модели предполагают совпадение образов «Я-реальный» и «Я-идеальный», ведущее к повышению качества преподавания и образования, мы рассматриваем профессиональную самореализацию как одну из эффективных стадий, приводящих к реализации планируемой цели.

 

5

Рисунок 5 – Стадия профессионального самосовершенствования

 

Внутренние факторы (и мотивы) обеспечивают достижение и осознание педагогом профессионального мастерства, успеха и переводят его на следующую стадию –профессионального самосовершенствования (рисунок 5).

Под профессиональным самосовершенствованием педагога понимается совокупность психофизиологических, психологических и личностных изменений, происходящих в нем в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях.

Профессиональное самосовершенствование подразумевает умелую постановку целей, построение планов, проектов, идей, мастерское владение способами их осуществления и воплощения в жизнь, творчество и новаторство.

На стадии профессионального самосовершенствования педагог, как правило, нуждается лишь в совете администрации.  

Итак, профессиональный рост педагога – это сложное педагогическое явление, стадиями которого ыступают самоопределение, саморазвитие, самореализация и самосовершенствование.

Яндекс.Метрика