Версия для слабовидящих  mosreg 120  Министерство просвещения Российской Федерации 

Методические материалы по организационно-методической, психолого-педагогической поддержке профессионального развития педагогических работников Московской области в процессе аттестации разработаны региональным научно-методическим центром экспертной оценки педагогической деятельности ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»
Текст предоставлен для ознакомления.

Аттестация педагогических работников – активный целенаправленный процесс. В связи с тем, что процедура аттестации многогранна и сложна, одним из лучших способов изучения и развития аттестации с научной точки зрения становится моделирование. Разработке моделей аттестации в настоящее время уделяется большое внимание. Термины «модель», «моделирование» прочно вошли в терминологический оборот современной педагогической теории и практики.

Существует множество трактовок понятия «модель аттестации». Разнообразие взглядов на сущность моделирования аттестации оправдано творческим подходом к процедуре аттестации, реализуемым в регионах, инновационными процессами в образовательной среде. Анализ Интернет-ресурсов показал, что разрабатываемые с 2011 г. во многих субъектах Российской Федерации модели аттестации (Свердловская область, Иркутская область, Хабаровский край, Красноярский край, Краснодарский край, Забайкальск и др.) действительно не похожи между собой.

Рассмотрев различные варианты моделей аттестации педагогических работников субъектов Российской Федерации, мы предлагаем региональную модель аттестации, определяющую перспективные направления профессионального развития педагогических работников образовательных учреждений Московской области (Рисунок 1).

 r1

Рисунок 1 – Региональная модель аттестации (Московская область) модель аттестации 

 

Модель разработана Региональным научно-методическим центром экспертной оценки педагогической деятельности ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»
Государственный контракт от 12.07.2013 г. № 30/к

При разработке региональной модели аттестации мы исходили из общепринятых условий моделирования, которые позволяют показать сложную многомерную систему пространства аттестации как структурированное явление, состоящее из более простых частей, и обеспечивают системный подход к решению проблем. Именно системный подход к процессу моделирования позволил целостно понимать интегративные процессы, возникающие при аттестации, дал возможность осмыслить ее многоаспектность и значение для профессионального развития педагогических и руководящих работников.

Цель моделирования – воссоздать объект исследования таким образом, чтобы он максимально был приближен к действительности, отражал основные свойства, связи, тенденции, позволял делать прогнозы и получать новые знания о предмете изучения.

Региональная модель аттестации определяет перспективные направленияпрофессионального развития педагогических работников образовательных учреждений Московской области, поэтому целесообразно рассматривать данную модель не отдельно, а в непосредственной связи с другими моделями, разработанными региональным научно-методическим центром экспертной оценки педагогической деятельности, а именно:

  • с эталонной моделью компетентностей педагогического работника;
  • со структурно-функциональной моделью мотивации и поддержки профессионального роста педагогов (см. материалы сайта).

 

r2

Рисунок 2 - Нормативно-правовые акты аттестации

 

Как известно, в основе аттестации лежат нормативно-правовые акты, которые определяют ее цели, содержание, организацию и результат(Рисунок 2).

 В соответствии с указанными документами разработана региональная модель аттестации, включающая взаимосвязанные и функционально взаимозависимые компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный

 

  r3

Рисунок 3 - Целевой компонент модели аттестации

 

Целевой компонент определяет стратегический замысел реализации региональной модели аттестации (Рисунок 3).

Поскольку аттестация педагогических работников в первую очередь направлена на повышение качества преподавания и образования, то целевой компонент модели отражает одну из главных целей аттестации – профессиональное развитие педагогических работников Московской области.

Реализация целевого компонента требует создания соответствующего содержательного пространства аттестации (содержательный компонент) и выбора направлений деятельности (организационно-деятельностный компонент).

 

 r4

Рисунок 4 - Содержательный компонент модели аттестации 

 

Содержательный компонент модели (Рисунок 4) характеризует содержательное пространство аттестации, которое определяется:

  • контрольно-измерительными материалами, обеспечивающими содержание процедуры экспертизы педагогической деятельности;
  • методическими и инструктивными материалами, программами курсов повышения квалификации, индивидуальными и групповыми консультациями, обеспечивающими содержание методического сопровождения аттестации;
  • теоретико-методическими и диагностическими материалами, обеспечивающими содержание мотивации и поддержки профессионального роста аттестуемых.

 

 r5

Рисунок 5 - Организационно-деятельностный компонент модели аттестации

 

Организационно-деятельностный компонент определяет целенаправленный и последовательный характер проведения аттестации (Рисунок 5).

Данный процесс протекает поэтапно и предполагает реализацию трех взаимосвязанных и взаимозависимых блоков как подсистем:

  • организационный блок (отражает процедуру аттестации),
  • методический блок (определяет деятельность методических служб),
  • мотивационный блок (предполагает реализацию мотивационных процедур).

 

 r6

Рисунок 6 - Аналитико-результативный компонент модели аттестации

 

Реализация аналитико-результативного компонента модели аттестации (Рисунок 6) предполагает аналитическую деятельность по трем направлениям:

  • анализ деятельности экспертных групп;
  • анализ деятельности методических служб;
  • анализ сформированности профессиональной мотивационной сферы, результаты которой свидетельствуют об успешном прохождении аттестации.

Данный компонент модели отражает ожидаемые результаты – профессиональный рост педагогических работников образовательных учреждений Московской области.

Созданная модель охватывает ключевые аспекты процесса аттестации педагогических работников образовательных учреждений Московской области, являясь открытой многофункциональной системой. Ее внедрение будет способствовать успешному решению задач аттестации, что обеспечит развитие кадрового потенциала отрасли в целом.

Яндекс.Метрика